Rambler's Top100 'Сон Разума', главная страница 'Сон Разума', главная страница 'Сон Разума', обязаловка
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
Страсти по Толкиену
 


Все вокруг посходили с ума. Только и разговоров, что о "Властелине колец". Только и вопросов, что о том, смотрел или не смотрел. Выносить весь этот бедлам человеку нормальному достаточно непросто, но ведь и в самом деле любопытно! Не о ценах на водку спорят, не деньги чужие делят. Какое-никакое, а искусство.

Вообще, человеку интересующемуся главный во всём этом момент известен хорошо — разговоры, споры и всё остальное возникли вокруг произведений английского профессора-лингвиста Дж. Р. Р. Толкиена не сегодня и даже не в этом тысячелетии, последние же события лишь показали, какой в действительности глубокий пласт общемировой культуры эти произведения задевают. Наша страна не исключение, начать хотя бы с общеизвестного факта, что бывший актёр кино Рональд Рейган назвав Советский Союз "Империей зла", всего лишь воспользовался цитатой из того самого, толкиеновского "Властелина колец". И так уж сложилась ирония судьбы, что именно в этот момент у нас готовилась к публикации вторая и третья часть знаменитой тогда уже на весь мир трилогии. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что официального издания книг пришлось ждать целое десятилетие. Забавный штрих, ухмылка старухи-баловницы — СССР исчез, а Толкиен остался. В самодельных переводах и ксерокопиях он расходился не хуже Солженицына, целое поколение диссидентствующией у себя под подушкой интеллигенции тихо двигалось умом на полях сражений за Средиземье.

Ничего подобного не было ни до того, ни после. Мир, с любовью придуманный и мастерски нарисованный Профессором притягивал гораздо больше всякого стояния в очередях сначала за "жигулями", затем за колбасой, а после и вовсе — отоварить талоны на спички и мыло. Уже тогда в лесопарковой полосе того или иного уголка нашей родины начали мелькать, а потом и примелькались странноватого вида юноши в длинных и не очень чистых одеждах. Они были волосаты и при деревянных мечах, они называли себя эльфами и гномами, они откликались на многосложные непроизносимые имена, они...

Много чего "они". Вполне здравомыслящие "туристы" и полупрозрачные "толкиноиды", их реальностью в разной степени запущенности стал придуманный за полвека до того мир волшебной сказки. Так эльфийский перестал быть мёртвым языком, на нём разговаривали, смачно ругались и признавались в любви живые люди, а какие с его помощью творились боевые проклятия! Вполне себе сказочная фантазия Толкиена на поверку оказалась вовсе не сказочной. Лук, меч, доспехи, верный щит и крепкое копьё — вещи достаточно ощутимые, особенно когда по рёбрам.

Так одни поколения безбашенных сменялись другими, мир Средиземья продолжал жить своей жизнью, уже не настолько близкой к знаменитому вояжу Фродо к Роковой горе. Книги Профессора оделись в глянцевые обложки и разошлись огромными тиражами, появилось множество читателей, не заставших то время, когда "Властелин" был запрещённым чтением — так, ещё одна книга, пусть интересная, пусть даже выдающаяся, но не вполне чтобы из ряда вон. Сформировалась вторая группа населения, имеющая отношение к обсуждаемой тематике, она оказалась местами даже более начитанной, подробности и перипетии сюжета хороши на свежую голову, по прочтении. Именно эта категория граждан более других ценит известные продолжения Ника Перумова со товарищи. Именно её интерес к жанру фэнтези как таковому породил его внушительный расцвет в 90х годах прошлого века, продолжающийся до сих пор. Настоящий же "толкинутый" известен крайне осторожным отношением ко всякого рода апокрифам и вообще произведениям "конкурентов". Культ, он и есть культ, даже если это культ писателя.

И вот, к моменту выхода джексоновской экранизации описанные две группы непримиримых "знатоков" схлестнулись в открытом бою. Адепты фехтовальных изысков на лоне природы жаждали увидеть своё: рубку на мечах, тучу взвивающихся в небеса стрел, храбрость людей, красоту эльфов, силу гномов, свирепость орков. Увидеть страх на лице карабкающегося по склону Ородруина хоббита и мудрость всесильного мага Гэндальфа Серого. Более вменяемые давешние читатели, конечно, жаждут увидеть "как на самом деле выглядит" Лориенский лес и Врата Бараддура. Ну, а обычный кинозритель, понятное дело, жаждал просто зрелищности и "вообще посмотреть" о чём это столько шуму.

Собственно, при таком расхождении общественных ожиданий фильм просто не мог избежать ни ажиотажа, ни споров. Полностью толкинутые граждане желали видеть дотошность в деталях, полностью воспроизведённые длиннющие диалоги, беззаветного следования духу и букве "научного толкинизма". Люди более умеренного направления вовсе на этом не настаивали, однако считали необходимым сохранение неповторимой атмосферы живого мира Средиземья. Обычные же пожиратели попкорна, которые и должны были, по логике вещей, оплатить минуты наслаждения первых и вторых из собственного кармана, хотели просто живого, динамичного действа в той мере, которую на настоящий момент может обеспечить сверкающая и безжалостная машина Голливуда. Для трёхчасового фильма, согласитесь, задача недостижимая.

Решить такую задачу под силу было бы, разве что, поднимись он из могилы, гению Сергея Эйзенштейна. К сожалению, таковое чудо невозможно даже на фабрике грёз. Поэтому режиссёру со сценаристами пришлось идти на компромиссы. А компромисс без драки — этого даже в Древней Греции с ихней хвалёной демократией не удавалось. Вот и ругаются толкиноиды с нетолкиноидами, писатели с читателями (первые, кстати, вполне даже фильмом довольны, замечено), мусолятся упущенные и просто провальные сцены, возносятся стенания по поводу "ну откуда без умертвий хоббиты заполучат имеющиеся по сюжету волшебные мечи!" Несть числа камням преткновения.

Всё это, однако, говорит только об одном — фильм как таковой, в общем, может нравиться или не нравиться, но он, что известно, вполне коммерчески успешен и, при этом, может доставить немало приятных минут и миролюбивому полуэльфу, и "не шарящему" любителю попкорна, и просто почитателю творчества Профессора. Единственное исключение я сделаю, пожалуй, для совсем уж непробиваемых любителей "тряпочных" видео-копий — человек, не смотревший фильма на большом экране, не способен уловить в себе никакого отклика, кроме скуки. И поделом.

Остальным же в который раз пожелаю приятного просмотра (может, и повторного), а также советую ещё и ещё: читайте оригинал — возможно, это как раз тот случай, когда книга может быть в сто раз красочнее, добрее и богаче любой, самой изощрённой фантазии сценаристов и художников.

Спорщики же... спорщики разойдутся снова по своим углам, "ролевики" с весной потянутся в леса — доказывать своё право на нереальную реальность, остальные потихоньку Толкиена отложат в сторону. Однако почему-то мне кажется, что возникшие в обществе споры не о политике, а о художественных достоинствах и недостатках какого-никакого, а произведения искусства, сами по себе есть хорошо. А если к тому лишних тысячу человек "заболеют" любовью к деревянным мечам, да плюс тысяча-другая купит в книжном магазине заветный трёхтомник, это же и будет настоящим доказательством тривиальной мысли: никогда нелишне напомнить человеку о чём-то хорошем. Не Пушкин, так хоть Толкиен, он ведь тоже — наше всё.


Текст написан для журнала "Планета Интернет".

Последнее:







Обсудить произведение на Скамейке
Никъ:
Пользователи, которые при последнем логине поставили галочку "входить автоматически", могут Никъ не заполнять
Тема:

КиноКадр | Баннермейкер | «Переписка» | «Вечность» | wallpaper

Designed by CAG'2001
Отыскать на Сне Разума : 
наверх
©opyright by Сон Разума 1999-2006. Designed by Computer Art Gropes'2001-06. All rights reserved.
обновлено
29/10/2006

отписать материалец Мулю





наша кнопка
наша кнопка



SpyLOG