Rambler's Top100
 


Проскриптум. Вообще, загадывая после первого просмотра написать что-нибудь по поводу данного шедевра, я сразу оказался в положении несколько двойственном — АниМатрица была задумана братами Вачовскими как некое предварительное зрелище ко второй Матрице, эдакая Матрица один с половиной. Однако в кинотеатрах короткометражным мультфильмам оказалось не место. По слухам некоторые части АниМатрицы показывали перед просмотром обычных прокатных фильмов, остальным же предлагалось довольствоваться видео-кассетами (с очевидным для них качеством) да DVD, проигрывателем которого я ещё и не обзавёлся. А посему, нет ничего удивительного в том, что ухватить качественный DivX;) мне удалось только спустя месяцы и месяцы. Правда, к радости моей, оцифровка попалась не просто хорошей, а восхитительной — час видео закатали аж на гигабайт с гаком, да и перевод вышел почти безупречный, так что редкие его огрехи легко восполнялись английским текстом. Мне не оставалось шансов — смотри себе да радуйся, а с задумками братов разберёмся по ходу. От себя добавлю — ежели кому охота узнать сюжетные перипетии всех девяти короткометражек — милости прошу в интернет, там этого дела полно, здесь мне интересней не заниматься спойлерством и пересказом, а ещё раз вспомнить о вечном.

Эффект присутствия. Обилие японских фамилий в пресс-релизе, выпущенном по поводу выхода АниМатрицы, грамотному человеку скажет: о, да, мы будем поражены засильем компьютерной графики, а также гигантским размером глаз действующих персонажей. Не время для склок, я вполне могу понять неверие просвещённой публики в достижения японского компьютеростроения, однако поспешу заметить, что возможности современной анимации уже давно ушли от уровня «Газонокосильщика», равно как и его ретивых последователей. Хотя буквально каждый кадр АниМатрицы нарисован от руки, обработан программой, отпечатан, смонтирован с другими, снова оцифрован, снова обработан и потом уже помещён на плёнку — всё равно, глядя на кран, восхищаешься в первую очередь не столько талантами пластических аниматоров (это, кстати, в основном относится к «Последнему полёту «Осириса»), сколько огромным количеством стилей и жанров, в которых работают японские мультипликаторы.

Мы радостно наблюдаем, как с невероятной изобретательностью классическое «анимэ» переплетается с потрясающе реалистичным 3-D, как компьютерная анимация вбирает в себя неуловимость и экспрессию карандашного наброска, как плоская картинка погружается в трёхмерный мир, как рисованные розовые человечки становятся картонными, обретая контуры героев старого комикса, а мёртвые мегабайты тщательно прорисованных «машин будущего» начинают жить, вызывая в зрителе ответные чувства — обиду за глупый, но справедливый конец человечества.

Как компьютерные игры постепенно становятся «киберспортом», так, глядя на кадры из АниМатрицы, невольно думаешь — споры о художественных достоинствах компьютерной анимации давно остались позади — творчество способно прорасти и среди бешеных часов машинного времени, пусть они сто раз далеки от кисти и карандаша. Некогда и кинематограф не считался искусством, а до него и вовсе — балет.

Суже, ле. Браты Вачовские нас обманули на корню — их нетленному перу принадлежит сценарий лишь четырёх из девяти частей АниМатрицы. Это «Осирис», две части «Второго Возрождения» и «Кидс стори». Ну, с навязчивым пацаном, которого «спас» Нео всё ясно, равно как и с «Последним полётом» — это именно что «Матрица  один с половиной», якорь, за который лишний раз подцепляются друг к другу части большого проекта. Тут же вспоминаются экзистенциалистские метания персонажей первой Матрицы, проблемы свободы и несвободы, что «человек смертен, и часто — внезапно смертен», etc.

Поскольку из перечисленных последние две части — наиболее сюжетозависимы, ударными тут являются именно художественные приёмы — скетчевая «невылизанная» графика одной и совершенная пластика, монтаж и звук другой заставляют буквально погружаться в видеоряд, проглатывая десятиминутный мультфильм, словно тот длился от силы секунд тридцать. Невероятное что-то, однако и тут «естетам» было бы что попенять братам-сценаристам, если бы эти две части не были разделены двухсерийной эпопеей «Второго Возрождения».

Этот элемент сложной мозаики АниМатрицы выполнен, безусловно, из расчёта на давнюю фанатеющую аудиторию Матрицы, которая чуть не со скандалом требовала у авторов своего любимого кино-шедевра подробного рассказа о том, откуда есть пошла Матрица, и Нео пророк её. Под таким напором было не устоять, что стало причиной появления на свет смеси библии и «специального репортажа». О рабстве роботов. О глупости и вырождении людей. О безуспешных попытках  вразумить человечество и об успешном их усмирении. Браво, братушки Вачовские, теперь Матрица, ей-богу, смотрится по-другому. В частности монологи агента Смита — ну просто кардинально иначе слушаешь. Браво.

Мураками берёт реванш. Остальные пять частей завязаны на основной сюжет трёхсерийного мегаблокбастера куда меньше. В «Детектив стори» фигурирует Тринити. Там же и, кроме того, в «За гранью» и «Мировом рекорде» — агенты, оттуда же становится понятно, отчего у них как попало ложки гнутся. В «Программе» описана часть подготовки солдат Зиона во избежание фокусов, подобных тем, что вытворяла сволочь Сайфер в Матрице. Вот, собственно, и всё. Японцы, они же — как дети, думаем мы и пытаемся угадать, чего же такого ещё могут напридумывать их сложносочинённые мозги «на предмет Матрецы». А ведь могут, убеждаемся мы тут же.

Особенно в этом отношении поразила та часть, которая «За гранью». Сценаристу, режиссёру, а также известному анимэшнику в одном лице Кожи Моримото удалось удивительно точно воспроизвести лишь продекларированную в Матрице отсылку к Льюису Кэрроллу — нам крупным планом показывают, «хау дип зе реббит хоул из», разворачивая перед нами картину сказочной страны, где всё не так. Ей-богу, в этом смысле мне смешны озвученные в массе ассоциации этого эпизода с Зоной из «Пикника на обочине» — здесь, блин, всё светлее и по-детски наивнее. АниМатрица, отделавшись от благоверных братов, зажила нормальной жизнью интересного и глубокого, в общем, мира. За считанные минуты короткометражка успевает нас удивить, заинтересовать, испугать, заставить задуматься над трудным выбором, а потом и разочароваться в нём же. Под занавес становится невероятно грустно — всё закончилось. А ещё всю дорогу не отпускает ужасное неформализуемое дежа-вю — кто читал что-нибудь из Мураками (хоть я и не его фанат), поймёт. Каждую минуту кажется, что героиня сейчас нерасторопно начнёт готовить себе завтрак, а уж Юкки, кличка кошки, а также милая татуировка на лице в форме звёздочки — так это вообще уже издевательство над нами, убогими, за гранью добра и зла. Неудивительно, что, просматривая список участников проекта, я наткнулся на фамилию Мураками. Пусть однофамилец, а всё равно приятно — не обманули ощущения!

Сенс оф екзистанс, зе. Самым же заметным из «невачовских» эпизодов мне показался последний, который единственный был снят корейской студией и называется непереводимо: «Matriculated». Почему именно этот? Объясню.

Если помните, общим местом вообще любого киберпанка является проблематика существования реальности, ескапизма, солипсизма и тому подобных «измов», завязанных на проблему, возникающую в голове человека (в данном случае — машины, но как близка она стала нам, грешным!), оказавшегося в мире, данном ему в ощущениях, но заведомо виртуальном, созданном искусственно и не существующим за пределами симулятора виртуального пространства. Кто ты есть на самом деле — а чёрт его знает, кто я там есть.

Для машины любой мир — виртуальный, и она действует в том из них, где ей больше нравится. Если человек в том мире — друг, он становится другом и на самом деле, только не разочаруй, не ошибись снова — машина не знает сомнений, она отдаст за тебя жизнь, не задумываясь. Новое Возрождение — вот оно. Расчистится небо от чёрной пелены, машины будут, как в конце фильма «А.I.» — человечными, пусть только сам человек не забудет о своём возрождении, а то ведь и без него... обойдутся.

Вообще, пересечение многих мотивов «Второго Возрождения» и «Матрикулированного» с мотивами спилберговского «А.I.» поразительно до такой степени, что вряд ли может считаться случайным. А вот досужие измышления относительно того, что мир Матрицы и мир Терминатора — это одно и то же, я считаю ложью и провокацией, делать такие долгоиграющие выводы на основании созвучия Matrix — Terminatrix (аутентичное название Терминаторши в Т-3) и случайного совпадения сюжетов, мол, и там, и там роботы толпу людей завалили — невероятная глупость. Ну, по крайней мере пересмотреть всё перечисленное, чтобы укрепиться в, или развеять сомнения — советую всем. Только дождитесь, пока Терминатор на нормальном DVD выйдет, а то глянул я тут на одно творение мирового видео-пиратства — м-да.

Доработать напильником. Не претендуя на оригинальность, скажу, что фанатам Матрицы просмотр японского анимационного шедевра рекомендуется непременно. Однако другая мысль на оригинальность может претендовать вполне. Если вы плюётесь на «Перезагрузку» за опошление и осквернение — посмотрите АниМатрицу, ваше мнение может сильно измениться. Если вы плюётесь на обе Матрицы за псевдофилософские рассуждения с целью наживы и чрезмерное засилье спецэффектов — посмотрите АниМатрицу, не будучи «блокбастером» этот мультфильм едва ли станет предметом ваших насмешек. Ибо местами он достоин гораздо большего, нежели роли «Матрицы один с половиной».

А ещё мне хочется поскорее увидеть «Революцию». Чем дальше, тем сильнее. Вот как нас внаглую программируют, товарищи!

КиноКадр | Баннермейкер | «Переписка» | «Вечность» | wallpaper

Designed by CAG'2001-06
CP 2006
©opyright by Сон Разума 1999-2003.
All rights reserved.
обновлено 29/10/2006
отписать материалец Мулю
  SpyLOG
За материалы сервера администрация сервера ответственности не несёт, любые преднамеренные или непреднамеренные аналогии с реально существующими людьми по поводу написанного здесь должно признать коллективным бредом автора и читателя, за что считать их обоих организованной группировкой с насильственным отбыванием принудительного лечения в психиатрическом заведении по месту жительства.
Все материалы являются собственностью их авторов, любая перепечатка или иное использование разрешается только после письменного уведомления. Любое коммерческое использование - только с разрешения автора.